Поиск 

Истоки Украинского народа и его государственности

Среда, Июнь 29, 2011 г.

Каменный век

Первобытный человек на территории современной Украины появился еще в эпоху палеолиту . Так специалисты называют начальный и самый длинный период истории, когда произошло выделение человека из животного мира, появились первые искусственные орудия труда. В раннем палеолите началось и расселения человечества с Африканского континента в Европу и Азию.

На украинских землях первобытный человек появился в так называемую ашельскому сутки, датируемая промежутком от 1,5 млн. до 150 тыс. лет назад. Это было время древнейших людей - архантропов, объем мозга которых колебался от 800 до 1300 см3 (у современного человека 1400-2000 см3). Архантропы осваивали новые территории, проживая небольшими группами-сообществами. Пользовались они достаточно однотипными каменными орудиями, например ручные рубила, изготовляли и орудия из кости, рогов и дерева. Основными хозяйственными занятиями выступали охоты на диких животных, в том числе крупных, и сбор растительной пищи - плодов, ягод, корней.

Архантропы использовали огонь, но еще не умели его искусственно добывать. Овладение огнем имело огромное значение: он обеспечивал надежную защиту от холода и зверей, давал возможность заселять ранее недоступные районы, термически обрабатывать мясную пищу.

В разных регионах Украины найдены около 30 ашельской стоянок. Древнейшая из них - Королево, что на берегу г. Тиса в Закарпатье, - датируется примерно 1 млн. лет. Каменные орудия труда и следы их производства обнаружены здесь на глубине 12 м от современной поверхности.

Расселение древних коллективов на территорию Украины состоялось, скорее всего, из западной части Передней Азии и юга Центральной Европы (прежде всего с Балкан). Освоение новых территорий было процессом длительным, что имел, вероятно, волнообразный, переменный характер.

Дальнейшая эволюция человека привела к появлению в среднем палеолите, иначе - сутки мустье (150-35 тыс. лет назад), неандертальцев, или палеоантропов (древних людей). В Украине известно около 200 их стоянок. Каменные орудия неандертальцев стали более совершенными и более разнообразными. Особое значение имели остроконечники, которые использовались как ножи и, наверное, как наконечники для копий, а кроме них - скребла.

Внешне неандерталец был коренной телосложения, слегка сутулый, с развитой мускулатурой (сила его кисти в 5 раз превышало возможности современного человека). Строение черепа и мозг (объем 925-1800 см3) он имел сравнительно примитивные, голову - достаточно большое, удлиненной формы, с низким лбом и нависающим надбровьем.

Будучи современниками великого оледенения с резким похолоданием климата, неандертальцы жили в пещерах, приспосабливая их под жилье, и небом. Им приходилось вести крайне тяжелую борьбу за существование. Люди часто голодали, среди них была высокая смертность. 55% неандертальцев умирали, не достигнув даже 20-летнего возраста, и почти никто не доживал до 50 лет.

Неандертальцы обладали чувством родства. Во многих пещерах найдены останки искусственных захоронений, указывает и на зарождение религиозных представлений.

В эпоху существования неандертальцев произошло появление «человека разумного», латынью «Homo sapiens». Ископаемых людей современного типа еще называют кроманьонцами, по названию грота Кро-Маньйон (Франция), где впервые были найдены пять их скелетов. В физическом плане кроманьонец отличался от нас разве что большей кремезнистю. Расселения этих людей в Европе началось около 40-35 тыс. лет назад. С этого времени и берет начало период позднего палеолита, который завершился около 11 тыс. лет назад.

Техника изготовления орудий труда и хозяйство кроманьонцев достигли достаточно высокой степени развития. Они создавали разнообразные орудия из камня и кости, украшения, статуэтки, напоминающие человека, фигуры животных. Основным источником добывания пищи служило охоты на крупных животных - мамонта, зубра, бизона, носорога, пещерного медведя. Охотничье оружие стало совершенной: появились дротики, гарпуны, копьеметалка.

Кроманьонцы сооружали жилища наподобие чума или яранги, а также землянки и полуземлянки. Как строительный материал использовалось дерево (жерди), кости и шкуры крупных животных.

Человек позднего палеолита жила небольшими (до 50 человек) общинами. Некоторыми исследователями предполагается, что в эту же эпоху сложился родовой строй. Возникли древние формы религиозных верований: анимизм - культ предков и почитание умерших; магия - вера в то, что заклинаниями и обрядами можно повлиять на ход событий; тотемизм - вера в общего для конкретного коллектива предка из мира животных или растений; фетишизм - поклонение предметам неживой природы.

По окончании ледникового периода (14-12 тыс. лет назад) климатические условия претерпели значительные изменения. В результате потепления сложились ландшафтно-географические зоны, близкие к современным. На территориях, где раньше был тундростепи, тундра или ледник, выросли леса. Исчезли мамути, шерстистые носороги и другие животные, которые выступали главным источником пищи в предыдущие времена. Леса заселили олень, лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, бобер, степи - бык, лошадь, антилопа-сайга и другие современные животные.

Началась новая эпоха, получившая название среднего каменного века - мезолита (9-6 тыс. до н.э.). Условия жизни людей, в частности приемы добывания пищи, резко изменились, что стало толчком к изготовлению сложных орудий труда. Были созданы изделия для обработки дерева - долото, топор, тесло. Началось широкое использование при охоте достаточно сложного для того времени механического орудия - лука. Большие охотничьи коллективы, необходимые для удачного промысла мамутив и бизонов, изменились сравнительно небольшими группами лесных охотников. Вооруженная луком человек научился забивать животных на расстоянии, а дичь на лету и имела теперь большую самостоятельность и возможность охотиться индивидуально.

Кроме охоты одним из основных занятий становится рыболовство. Были изобретены различные приспособления для этого и лодки, выдолбленные из цельных стволов деревьев. Важное значение приобрело сбора речных и морских ракушек, съедобных растений и ягод. Домашним животным и помощником на охоте стала собака.

В эпоху мезолита умерших стали прятать уже не на территории стоянок, а за их пределами - в древних родовых могильниках.

Распространение охоты и увеличение численности населения обусловили определенное нарушение экологического баланса. Вследствие этого во многих регионах сложилась ситуация, названная кризисом охотничьего хозяйства. Присваивая формы хозяйствования постепенно вычерпывали себя, а потому им на смену шли воспроизводящие - земледелие и скотоводство. Это произошло уже в сутки неолита (Новом каменном веке), когда древнее население Украины VI-III тыс. до н. э достигло нового степени своего развития.

Переход к воспроизводящим формам хозяйствования называют « неолитической революцией ». В настоящее время приручаются все основные виды домашних животных, возникает примитивное земледелие. Но присваивая формы хозяйствования еще долго играли важную роль в жизни человека.

Одним из важных достижений становится изобретение керамической посуды. Выжженная на огне глина была первым искусственным материалом, созданным человеком. Крепкий жаро - и водостойкий посуду использовали для разных целей - приготовления пищи, хранения сыпучих продуктов и т.д. Его формы и орнамент на разных территориях имели свои особенности, что позволяет специалистам определять ареалы обитания отдельных человеческих сообществ (на территории Украины выделено свыше 10 неолитических археологических культур, которые отличаются также специфическим составом производственного инвентаря, характером захоронений и т. п.).

Различия в характере хозяйства в разных регионах свидетельствуют о неравномерности развития неолитического общества, обусловленную естественным окружением. На севере благоприятные условия делали совершенствования традиционных форм присваивающего хозяйства. А на юге, в степной зоне, уже в позднем мезолите стало недоставать дичи, что было одной из причин перехода к примитивному скотоводства и земледелия (землю начали обрабатывать с помощью мотыг из рога и кости).

Период неолита в целом относится к первобытнообщинной формации, по сравнению с предыдущими периодами происходят лишь определенные социальные изменения. Коллективные могилы, отсутствие захоронений, которые выделялись бы богатым инвентарем или особенностями ритуала, свидетельствуют о социальном равенстве. Лишь появление каменных булав в единичных захоронениях (Мариуполь, Никольское), которые могли иметь значение символов превосходства их владельцев, указывает на зарождение институтов родовой власти. В неолите, вероятно, происходило и формирование первых племенных образований.

 Сутки меди - бронзы

Переходный период от каменного века к бронзовому называют медно-каменным веком, или энеолитом (конец V-III тыс. до н.э.). В это время население Украины овладело первым металлом - медью, знакомство с которым произошло несколько раньше в ближневосточном регионе. Плавления и обработка меди требовали соответствующих знаний и опыта, поэтому появились первые специализированные ремесленники, жившие за счет общин.

Рост производительности труда создало предпосылки для регулярного обмена, в том числе межплеменного и имущественного расслоения общества. Наметился переход от мотыжного к ранним формам пахотного земледелия. Новации в производственной деятельности, развитие идеологических представлений обусловили изменения в комплексе верований. Это нашло отражение в монументальной скульптуре, в орнаменте и погребальном обряде.

Наиболее ранним общественным образованием на территории Украины, вступило в новую эпоху, были земледельческо-скотоводческие племена трипольской культуры (название происходит от поселения вблизи с. Триполье на Киевщине, исследованного В. Хвойкой). Позже появляется еще ряд культур земледельческо-скотоводческого направления, памятники которых известны также на запад от современных границ Украины (шаровидных амфор, воронкообразный сосудов и т.п.).

Трипольская культура, распространенная на огромной территории от юго-восточного Прикарпатья до Днепра (на Украине она занимала все Лесостепное Правобережье и частично левобережье в Среднем Поднепровье), развивалась с конца V до середины III тыс. до н. н.э., т.е. около 2 тыс. лет.

Трипольские племена сформировались на основе неолитических культур Балкано-Нижнедунайского региона. Антропологический тип данной населения определяется как схидноземноморський. Фактически, эта культура, более ранние проявления которой известны под названием Кукутени, в Румынии и Молдове, была составной частью огромной группы племен и являлась северо-восточным форпостом земледельческой протоцивилизация Балкан.

Поражают огромная территория распространения (около 190 тыс. км2) и быстрые темпы освоения трипольцами новых территорий, чего не знала ни одна из раннеземледельческих неолитических культур Европы.

Основой жизнедеятельности трипольцев было земледелие, в меньшей степени скотоводство (оно должно придомний характер), определенное значение сохраняло охота. Для рыхления почвы применялись сохи и суковатка, а для разбивания комьев - роговые и каменные мотыги. Чрезвычайно высокий уровень имели домашние производства и общинные ремесла, особенно гончарное (только трипольцы в то время умели расписывать посуду и выжигать его в гончарных горнах). Трипольский очаг металлообработки принадлежал к древнейшей в Европе и оснащенный в энеолитическую сутки Балкано-Карпатской металлургической провинции.

Поселения располагались определенными концентрированными группами с промежуточными менее заселенными территориями, поэтому в определенной степени в Триполье подходит понятие «культура передвижных земледельцев». В условиях лесостепи последним в среднем каждые 50 лет (что соответствует периоду жизни двух поколений) приходилось оставлять основаны поселения, за истощения почвы и вырубку лесов переселяться и осваивать новые земли. Этим, в частности, объясняется и образования крупнейших в Европе в эпоху энеолита поселений-гигантов до 450 га, в которых было сконцентрировано несколько крупных общин земледельцев. Такие поселения сосредоточены в междуречье Южного Буга и Днепра.

Самым главным элементом в планировании этих «протогородов» было создание нескольких овалов застройки, диаметр которых достигал 1-3,5 км, с двухэтажными или одноэтажными постройками. Они образовывали улицы и кварталы в центральной части поселения. Крупнейшие из поселений (Майданецкое, Тальянки и др.) насчитывали от 1600 до 2700 зданий различных типов, как жилых, так и предназначенных для общественных нужд. Население крупнейших протогородов могло составлять более 10 тыс. человек.

Благоприятные природные условия и развитие различных отраслей натурального хозяйства обусловили значительное увеличение населения - в период расцвета культуры оно достигало около 410 тыс.

Основным экономическим ячейкой общества выступала большая семья, образованная из нескольких парных семей. Местами обитания большесемейных общин служили большие здания, разделенные перегородками на отсеки для парных семей (малая семья могла проживать и в отдельном здании). О социальном расслоении трипольцев свидетельствуют, в частности, сокровища и могильники.

Богатую информацию о духовном мире трипольцев содержит орнамент глиняных изделий. Так, трехчленная построение орнаментальных композиций на стенках многих горшков, возможно, является отражением трехъярусной картины мира. В верхней части горизонтальной волнистой линией изображали воду, посредине - солнце, месяц, капли дождя, а в нижней части - деревья, людей, животных.

С культом плодородия связаны многочисленные женские статуэтки. Они передают образ божества, распространенного во всех раннеземледельческих племен, - великую богиню-мать, мать-землю, от которой зависело плодородие. Известны также скульптурные изображения домашних животных - быка, коровы, барана, козла, свиньи, собаки. Религиозные обряды и церемонии проводились как в обычных жилищах, так и в специальных святилищах.

Носители культуры довольно близко подошли к уровню ведущих мировых цивилизаций Малой Азии и Египта (признаками цивилизации является появление городов и письменности), но так и не смогли сравниться с ними. Длительное проживание трипольского населения на значительной территории привело на заключительном этапе к растворению сообщества в сложном конгломерате других культур. Они усвоили ее основные достижения в хозяйстве, культуре, идеологии. Эти достижения сохранились в мифологии и культах протословьян, а также других индоевропейцев (так называют группу народов, населяющих ныне территории от Ирландии до Индии и разговаривают на родственных языках). Однако ощутимых следов трипольцев в следующих культурах эпохи ранней бронзы практически не осталось.

Причины постепенного исчезновения Триполье не до конца выяснены. Выдвинуто несколько гипотез: нарушение экологического баланса, что было связано с экстенсивным ведением хозяйства; попытка перестроить земледельческую основу экономики на скотоводческую; нарастания засушливости климата; внутренние противоречия и противостояния трипольских общин западного и восточного ареалов; экспансия степняков (носителей ямной культуры) на северо запад и племен культуры шаровидных амфор с запада на восток (т.е. на занятые трипольцами территории). Вероятно, что действовал не один, а несколько из этих факторов.

Причерноморские степи и Крым в энеолите занимали группировки с преобладанием скотоводческого способа ведения хозяйства - носители среднестоговской и других археологических культур. Первые с середины IV до первой половины III тыс. до н. э занимали земли между Днепром и Доном. Возможно, они уже приручили коня и перешли к подвижной пастушеского скотоводства, которое базировалось на разведении крупного и мелкого рогатого скота. Имея специфический уклад жизни, эти племена были достаточно воинственными, о чем свидетельствует много находок боевых молотов, кинжалов, наконечников стрел. Видно, опасаясь нападений степняков, трипольцы и стали строить поселения-гиганты, плотная застройка внешних кварталов которых дает основания говорить об их оборонительные функции.

Выделению скотоводства из смешанной земледельческо-скотоводческой экономики в самостоятельную отрасль способствовало широкое развитие степей в связи с нарастающей с конца IV тыс. до н. э засушливостью климата. Эти естественные сдвиги вызвали распад связанных по происхождению с Балканами земледельческих протоцивилизаций и обусловили быстрое расселение первых, достаточно подвижных скотоводческих народов (номадов) с индоевропейским языково-культурным комплексом из Восточной Европы степями Евразии от Дуная до Монголии. Постоянные переходы в поисках пастбищ приводили их к военным столкновениям с соседями и милитаризации общества. А возможность накопления богатства (прежде скота и товаров от земледельцев) в руках отдельных семейств создала условия для имущественного расслоения общества. В совершенном виде утвердились и патриархальные семейные отношения: в тогдашнем обществе главную роль играли мужчины.

С развитием подвижных форм скотоводства контакты населения расширяются и охватывают огромные территории, а достижения и изобретения отдельных племен становятся достоянием многих других за достаточно короткое время.

Связанные своим происхождением с середнестогивцями племена ямной культуры во второй половине III тыс. до н. э заселяли широкие степные просторы от Приуралья до Дуная. Об этом рассказывают курганные захоронения, которые во второй половине III тыс. до н. н.э. возникают на местах бывших трипольских поселений Лесостепного Правобережья. Характеристику уклада жизни ямников ярко дополняют материалы раскопок Михайловского поселения на Нижнем Днепре. Оно функционировало около тысячи лет и из небольшого поселка с земляночное жилищами превратилось в центр большого племенного объединения - крепость, окруженную глубокими рвами и каменными стенами (сохранились их остатки высотой 2,5 м).

Кстати, в степях Украины курганы появились уже в конце IV тыс. до н. н.э. Это были округлые грунтовые насыпи разной высоты, под которыми находились захоронения. Нередко над могилами возводились сложные архитектурные сооружения из земли, дерновых Вальков, камни и деревья. Появление курганов исследователи связывают с культом солнца.

В ямников преобладал обряд погребения умершего, посыпанного красной охрой, в скорченном виде. Погребальную конструкцию делали в форме телеги. При этом настоящие деревянные дисковые колеса от телеги снимались и ложились в углах могильной ямы. Умерший якобы отправлялся в путешествие из реального мира в другой. Остатки повозок в погребениях являются древнейшими свидетельствами использования колесного транспорта на нашей территории.

Тогда же появилась первая монументальная скульптура в виде разнообразных стел - каменных плит прямоугольных, треугольных, трапециевидных очертаний. Все они, несомненно, являются культовыми памятниками, связанными с почитанием предков, солнца, плодородия. Встречаются и антропоморфные стелы, на которых выгравированы отдельные части тела человека и различные предметы.

По сравнению с другими древними народами Восточной Европы племена, населявшие территорию Украины, довольно рано вступили в эпоху бронзы. Этот исторический период длился около тысячи лет (II тыс. до н.э.).

Первый искусственный металл (сплав меди с оловом, реже свинцом или мышьяком) был твердым, а температура его плавления - значительно ниже (700-900о против 1056 у меди). Такую температуру удавалось получить даже в самых примитивных печах, а то и на кострах. Когда люди убедились в преимуществах нового материала, из него стали изготавливать орудия труда и оружие. На территории нынешнего Донбасса в древности существовали шахты для добычи руд, необходимых для производства бронзы.

Развитие металлургии бронзы и появление значительного количества металлических орудий способствовали дальнейшему развитию всего хозяйственного комплекса, взаимовлияния между скотоводческими и земледельческими племенами, одновременно углубляли свою специализацию. Совершенствовалось общинное ремесло, что способствовало выделению ремесленников разных направлений, прежде профессионалов-металлургов (Причерноморье), мастеров по изготовлению кремневых орудий (Волынь).

Эпоху бронзы характеризует большое количество археологических культур (около 20): шнуровой и многопружковой керамики, тшенецько-комаровской, катакомбной, срубной т.п., которые принадлежали к различным группам племен. При этом заметна некоторая общность отдельных культур на довольно значительных пространствах Украине и соседних территориях, свидетельствует о постоянных контактов между ними и расселения носителей отдельных культур в различных направлениях.

В общем, с началом периода бронзы на историческую арену вышли конкретные народы, которые к тому составляли нерасчлененный массив индоевропейцев. К середине II тыс. до н. н.э. на территории Украины наблюдается существование трех крупных этнических образований. Это протословьяны, что локализовались в лесостепном Правобережье и в Полесье, угро-финны, которые занимали большую часть лесостепного Левобережья, и индоиранцы, заселявших всю степную Украину. Вне их, в междуречье Десны и Днепра известная группа прабалтських племен. А в эпоху поздней бронзы с запада на украинские земли продвинулись значительные группы фракийского и иллирийского населения.

На севере Украины на протяжении всего периода добычи камня и изготовление из него различных изделий занимало все еще исключительно важное место, ведь хрупкая бронза не могла полностью вытеснить традиционную сырье. На относительно легких почвах Полесья начало развиваться земледелие, о чем свидетельствуют находки древних деревянных рал. Еще большее развитие достигло оно в лесостепной зоне - самой благоприятной для этого занятия. Здесь значительно расширился ассортимент культурных растений (несколько сортов пшеницы, просо, ячмень, лен, конопля, горох, чечевица), развились садоводство (вишня, слива) и огородничество (репа, лук, чеснок, мак).

Изображение плуга на плитах навеса Таш-Аир в Крыму и наскальные рисунки быков в ярме в Каменной Могиле в Приазовье свидетельствуют, что во II тыс. до н. н.э. было известно пашенное земледелие. И в степных регионах основным выступало скотоводство. Здесь знали все виды домашних животных, прежде крупный рогатый скот, постепенно увеличивались отары овец и коз.

Развивались идеологические представления. С широким использованием в хозяйстве лошадь распространился его культ. Особое место конь занял в мифологии индоиранских племен. В погребальном ритуале он выступал посредником между миром живых и царством мертвых. Сами захоронения все чаще делались под курганными насыпями не только в степях, но и в других местностях (хотя здесь использовались и грунтовые могильники). При осуществлении захоронений значительная роль отводилась огню. Нередко выполнялся обряд кремации (сжигание тела).

Активно повлиять на человеческое тело как при жизни, так и после смерти пытались племена катакомбной культуры юга Украины. Иногда с лица умершего удалялись все мягкие ткани, а череп покрывался глиной специального замеса. Такие «маски» воспроизводили черты лица человека. На затылках облицованных черепов имеются искусственные отверстия, сделанные во время бальзамирования покойников. Удостаивались подобной чести представители элиты. Странным сейчас представляется и обычай накладывать детям на голову повязки, которые сдавливали и постепенно деформировали череп, предоставляя ему достаточно своеобразной башнеподобных формы.

На основе катакомбной культуры в XVIII веке до н. э возникла культура многопружковой керамики. Существовала она недолго: одно-два столетия, однако след в истории оставила заметный. Ее племена первыми в северопричерноморских регионе овладели искусством ведения боя на легких колесницах, запряженных лошадьми. Это позволяло осуществлять успешные военные походы, поэтому неудивительно, что памятники культуры распространились почти по всей территории Украины.

Если ямные племена специалисты относят к еще нерасчлененной индоиранской общности, то часть катакомбников определяют более четко - как индоариев. Они были предками тех племен, которые под именем ариев во второй половине II тыс. до н. э вторглись на территорию Пакистана и Индии и начали новую индийскую цивилизацию. Носители срубной культуры (XVI-XII века до н.э.), которые заняли освобожденные индоариями просторы от Урала до Днепра, принадлежали к североиранской этноса.

В начале I тыс. до н. н.э., с переходом к производству железа, сутки бронзы на территории Украины завершилась. Широкое внедрение нового металла способствовало дальнейшему прогрессу человечества.

Скифо-сарматский мир

В I тыс. до н. н.э. на украинских просторах появились новые этнические сообщества, о которых уже есть упоминания в письменных источниках. По своей активности из других племен выделялись степняки. Они умели изготовлять прочную оружие, ездить верхом, имели мощные боевые луки. У них приобрело расцвета кочевое скотоводство.

О первом из этих племен - «людей киммерийских» - узнаем из «Одиссеи» Гомера. Их памятники IX - первой половины VII в. до н. э найдено на просторах от Волги до Дуная. Происхождение киммерийцев специалисты связывают с поздними племенами срубной культуры. В VIII-VII вв. до н. э ираноязычные киммерийцы проникают на территорию Передней и Малой Азии, громят войска местных князей, опустошают их земли (при 722-715 гг - государство Урарту в Закавказье, в 705 г. - ассирийского царя Саргона II).

Ведущее место в хозяйстве киммерийцев занимало коневодство, что обеспечивало верховыми лошадьми воинов и чабанов, давало значительную часть продуктов питания. Вооружение воина состояло из лука, кинжала или меча и копья. Основу войска образовывали отряды легковооруженных всадников-лучников во главе с родовыми вождями.

Искусство киммерийцев мало прикладной характер. Создавались также каменные антропоморфные статуи, на которых высекались изображения разнообразной военной амуниции.

Постоянный натиск киммерийцев чувствовали оседлые земледельческие племена чернолесской культуры (XI-VIII века до н.э.), обитавших севернее. В Лесостепи последние создали первые хорошо укрепленные городища. В целях самообороны они заимствовали от степных нападавших их прогрессивное для своего времени вооружение.

Дальнейшее развитие киммерийского общества оборвала нашествие скифов.

Древнейшие упоминания о скифах (сами они себя называли сколотами), датированные серединой VII века. до н. н.э., содержатся в ассирийских клинописях. Обладатели Ассирии первоначально использовали их как наемников для борьбы с соседями, потом скифы четверть века сами господствовали в Передней Азии. После того как мидийский царь Киаксар, пригласив главарей кочевников на банкет, напоил их и приказал перерезать, господству скифов в этом регионе наступил конец. Они вернулись на места своих основных кочевок - пространства Прикубанья и Северного Кавказа. А в дальнейшем двинулись в западном направлении.

В начале VI в. до н. э скифы потерпели нашествие войск могучего персидского правителя Дария. Однако кочевники без значительных потерь, почти не вступая в боевые действия, победили персов. Дойдя до Волги, нападающие должны были повернуть назад. Поражение Дарья принесла скифам славу об их непобедимости.

О происхождении скифов и их переселение в причерноморские степи рассказывает древнегреческий историк Геродот. В середине V в. до н. е. он находился в городе Ольвия и описал полученные показания в IV книге своей девьятитомнои «Истории». По его мнению, «с кочевниками-скифами, которые жили в Азии, воевали и наносили им немало неприятностей массагеты, и поэтому скифы перешли за реку Аракс и прибыли в киммерийскую ...»

Перенос центра скифов в Нижнее Поднепровье и степной Крым состоялось в середине - второй половине VI в. до н. э Причиной передислокации стала попытка кочевников установить контроль над торговыми путями, соединявших античный мир с земледельческими районами Лесостепи, а это открывало широкие возможности для обогащения.

В состав скифского государства, которая сформировалась в конце VI в. до н. е., кроме ираноязычных сколотов, входили разные по происхождению народы: кочевые и оседлые. Близ Ольвии жили каллипиды, или, как их еще называли, эллино-скифы, севернее от них - аллазоны. Далее на север жили скифы - пахари, к востоку от них - скифы - земледельцы, которых еще именовали борисфенитами (оба эти народы, населявшие лесостепи между Верхним Днестром и Ворсклой, относимые к предкам славян). В степях к востоку от Борисфена (Днепра) жили скифы - кочевники, а на берегах Азовского моря и в степном Крыму кочевали царские скифы. Территорию вокруг населяли и другие народы (эллины, тавры, фракийцы, агафирсы, невры, меланхлены, будины т.п.). Это был богатый мир, в котором разные народы и племена постоянно подвергались взаимовлияний.

Северо-причерноморская Скифия достигла расцвета в IV в. до н. н.э., когда на короткое время здесь возникло государственное образование. Произошло это за царя Атея, который, в частности, вел войны с Филиппом II - отцом Александра Македонского. Последний тоже пытался контролировать причерноморские земли. Но его наместник во Фракии - Запирион с 30 тыс. воинов после неудачной осады Ольвии был разгромлен воинственными кочевниками.

Успехи скифов в военных действиях во многом предопределяла наличие у них совершенной для того времени оружия. Ударной силой скифов выступала конница. Основным оружием служил небольшой сложный лук, стрелявший до 500 м. Использовались также дротики, в ближнем бою - копья, топоры, кинжалы и, прежде всего, короткие мечи. Главным защитным средством был панцирь, хотя использовались и обычные кожаные куртки. Еще воин имел боевой пояс и щит, его голову прикрывал шлем. В отрядах тяжеловооруженных всадников, которые формировались из скифской знати, защищенным был и боевой конь.

Чтобы обезопасить себя от нападавших соседи скифов возводили укрепления. В многолюдном Лесостепи, где продолжали развитие оседлые земледельцы - потомки чорнолисцив, существовало немало огромных по тем временам городищ - Трахтемировское (более 500 га), Мотронинское (200 га), Ходосовский (2000 га), Бельское (4000 га) и др. Поражают не только размеры укрепленных поселений. Высота земляных валов на Бельском и Немировском городищах и сейчас достигает 8 м при ширине более 30 м.

Лесостепные племена занимались пахотным земледелием: выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес, горох, чечевицу. Практиковалось и скотоводство: разводилось большая и мелкий рогатый скот, лошадь, свинья. Развивались садоводство и различные промыслы, ремесла, особенно обработка черного и цветных металлов, а также бронзы. Общество в социальном плане было достаточно дифференцировано.

Еще ярче расслоение наблюдалось в среде кочевников южноукраинских территорий. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные курганы скифских правителей, расположенные в районе нижнего течения Днепра, - Огуз, Чертомлык, Солоха, Гайманова Могила (их высота достигала 20 м). Об уровне богатства скифов свидетельствуют хотя бы уникальные ювелирные изделия из золота и серебра, найденные в могилах.

Скифская религия была политеистической. Главной богиней выступала Табити - богиня домашнего очага. В пантеон богов также входили: Папай - обладатель неба его жена Апи - богиня земли, прародительница этого народа; Гойтосир - бог солнца; Фагимасад - бог водной стихии и покровитель коневодства; Агримпаса - богиня плодородия; Таргитай - бог-родоначальник скифов. Все они изображались в виде человека.

Изобразительное искусство скифов мало зооморфный характер (так называемый звериный стиль). Чаще изображались олени, бараны, лошади, кошачьи хищники, фантастические грифоны. Монументальное искусство представлено каменными антропоморфными стелами.

Упадок могущественной скифского государства начался на рубеже IV-III вв. до н. н.э., а во II в. до н. н.э. на большей части ее территории появились новые кочевые племена. Некоторое время (до IV в н.э.) Малая Скифия, столицей которой был Неаполь, еще существовала в степях Крымского полуострова.

Сарматы , Вытеснившие скифов, более 600 лет занимали пространства от прикаспийских степей до Нижнего Подунавья и активно влияли на события в античном мире и в только рожденному раннеславянского. Римские авторы подчеркивали их агрессивность и воинственность. Слово «сармат» не является самоназванием этого народа, оно происходит от древнеиранского «саоромант», что переводится как «опоясанный мечом».

Сформировавшись в заволжских степях на рубеже III-II вв. до н. н.э., племена языгов, роксоланов, аорсов, а чуть позже и аланов (такими были их подлинные названия) волнами двинулись на запад в поисках новых пастбищ. С конца II в. до н. н.э. началось массовое переселение сарматов на территорию Северного Причерноморья. А на рубеже нашей эры они освоили степи между Доном и Днепром, проникнув до Южного Буга и Дуная.

Сарматское общество находилось на переходном этапе от доклассовых отношений, а хозяйство в целом имело черты их кочевых предшественников. В военном деле сарматы отличались от скифов. Римский историк Тацит писал, что «когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может оказать сопротивления». В бою сарматы пользовались арканами, длиннее, чем у скифов, мечами и копьями. Оружием хорошо владели и женщины.

В середине I в. н. н.э., когда их общество достигло расцвета, сарматы расселились еще западнее. В их окружении оказались позднескифское городища Нижнего Днепра, Крыма, античные полисы - Ольвия, Тира, Никоний, Боспорское царство. Постоянные набеги сарматов и требования платить дань обусловили переселение на новые территории раннеславянского населения зарубинецкой культуры Среднего Поднепровья.

Постепенно бедные слои кочевого сарматского населения оседали в Северо-Западном Причерноморье. В III в. н. э сарматы потерпели поражение от воинственного германского племени готов и какая их часть вошла в состав черняховской культуры, выступавшая объединением нескольких разных народов (подробнее об этом речь пойдет дальше).

Античные города Северного Причерноморья

Древнегреческие города и неукрепленные поселения на северных берегах Понта Эвксинского и Меотиды (Черного и Азовского морей) возникли на завершающем этапе «великой греческой колонизации». В середине VII в. до н. н.э. были основаны Истрия в Подунавье и Борисфен на современном острове Березань, близ Очакова. Позже здесь формируются три основных центра: Ольвия на Днепровско-Бугском лимане (ныне с. Парутино Николаевской области), город Боспор Киммерийский с главным центром в Пантикапее (современная Керчь) и Херсонес (окрестности современного Севастополя). Расселение выходцев из разных мест, прежде из Милета, обусловлено развитием торговли, поисками новых источников сырья (в частности металла), военно-политическими конфликтами. Сам процесс расселения греков происходило как путем целенаправленной колонизации, так и стихийно.

Сначала на новых землях создавались небольшие торговые пункты - эмпории. Здесь были склады товаров, которыми обменивались с местным населением. Для обеспечения обороны такие фактории основывались на берегах морей или рек или даже на островах. Впоследствии они разрастались в крупные населенные пункты, вокруг которых возводились укрепления. Постепенно появлялись выселки и создавалась сельскохозяйственная округа - хора. Город-полис набирало характерных для античного мира рис.

По устройству северопричерноморские государства были разными: демократические (Ольвия, Херсонес) или аристократические (Пантикапей к образованию Боспорского царства) республики, или же монархии ( Боспорское царство ). Власть принадлежала рабовладельцам, хотя в некоторых акциях принимало участие все свободное взрослое мужское население греческого происхождения.

Греки Северного Причерноморья выращивали зерно, занимались виноградарством, скотоводством, рыбным промыслом. Высокого уровня достигло ремесленное производство: металлообработка, ткачество, выделка кожи, изготовление изделий из стекла, разнообразной керамики - амфор и другой посуды, в том числе покрытого черным и красным лаком, красками разных цветов. Для местной знати изготовлялись изысканные ювелирные изделия. Быстрыми темпами развивалась торговля, для нужд которого чеканили собственную монету, кроме того с коренным народом велся и натуральный обмен. Туземцы, сбывая грекам излишки хлеба, продуктов животноводства и рабов-пленных, получали вино, предметы роскоши, ремесленные изделия.

В колониях была широко развита грамотность, а греческий язык оставалась официальной до гибели многих пивничнопонтийських государств. Большое внимание уделялось образованию, физическому воспитанию (практиковались пятиборье, стрельба из лука, бег и др.). Развивались история и философия, медицина. Значительную роль играли театр, музыка, литература, искусство (монументальная живопись, мозаика, вазопись, скульптура больших и малых форм). Среди богов особой популярностью выделялись Аполлон, Артемида, Зевс, Афродита, Дионис - Вакх. Большое значение имело и чествования героев - Ахилла и Геракла.

Если до I в. до н. э города-государства были независимыми образованиями, то впоследствии они подчинились Риму. Гарнизоны направленных с Апеннинского полуострова легионеров размещались в местных античных поселениях, и только иногда для них создавались специальные лагеря. Одним из них был Харакс на мысе Ай-Тодор в Крыму. В разное время здесь находились солдаты И Италийского, XI Клавдиевого легионов и других воинских подразделений.

На протяжении I-IV вв. н. э распространяются культы негреческого происхождения, внедряется культ римских императоров, усиливается роль локальных верований. А в конце этого периода появляются первые ростки христианства.

Воздействия античных северопричерноморских городов-государств обусловили ускорение распада родоплеменных отношений у скифов, сарматов, других групп населения. Благодаря иностранным переселенцам местные жители знакомились с передовым греческим и римским культурным достоянием, техническими достижениями.

Упадок античных городов на общего кризиса рабовладельческого строя, вывода римских гарнизонов и наступления варварских племен, входивших в состав готского военного союза, приходится на рубеж III-IV вв. н. э .

Проблема происхождения славян

На историческую арену славяне выходят с началом новой эры. С тех пор они занимают ведущее место среди других этнических образований. Однако более раннее прошлое славян письменными источниками не обеспечено. Относительно их происхождения и места первоначального проживания существует несколько теорий (Дунайская, Висло-Одерская, Висло-Днепровская, Днепр-Одерская т.п.).

Доисторический период славянства разделяют на 4 этапа: языковые предки славян - существование германо-балто-славянской общности (неолит, энеолит) протословьяны, которые в начале этапа еще не выделились из балто-славянской общности, представленной культурами шнуровой керамики, или «боевых топоров» (конец энеолита, III тыс. до н.э. - начало II тыс. до н.э.); праславяне (сутки бронзы, вторая половина II тыс. до н.э. ); праславяне, подвергшихся воздействию и инфильтрации фракийцев, иллирийцев, германцев, скифов и других народов (конец II - начало I тыс. до н.э.).

Праславян эпохи бронзы специалисты связывают с археологическими памятниками тшинецко-комаровской культуры, ареал распространения которого в ХV-ХII вв. до н. э охватывал полосу лесостепей шириной до 400 км, вытянутую от Одера до Среднего Поднепровья. Ее преемницей конце бронзового века стала белогрудовской культура Полесья и северных районов правобережной Лесостепи, а в раннем железном веке - Чернолесская культура Северо-Западной Украине. Последнее претерпела значительных воздействий фракийского населения, но ее северная группа уверенно сопоставляется с праслов'янами.

В течение II-I тыс. до н. э праславяне, перемещаясь, могли занимать разные территории в пределах очерченного региона. Сейчас все отчетливее вырисовывается принадлежность к процессу их этнической консолидации полесской и лесостепной зон Правобережья Днепра.

Славяне 1 тыс. н. э.

Впервые о собственном славян - венедов (или венетов) упоминают римские авторы I-II ст. н. э Плиний Старший, Тацит, Птолемей, а с VI в. о них шире говорят византийские историки Иордан, Прокопий Кесарийский, Иоанн Эфесский и др. В частности, Иордан сообщает, что они происходят от одного корня и известны под тремя названиями: венетов, антов и склавинов. То есть на рубеже нашей эры славяне сформировались как самостоятельная этническая общность, что сосуществовала в Европе с германцами, фракийцами, сарматами , балтами, финно-финнами.

Древнейшие археологические материалы, несомненно могут сопоставляться с древними славянами, относятся к зарубинецкой культуры. Это сообщество проживала на берегах Среднего Днепра, Припяти и Десны на рубеже III-II вв. до н. до н.э. - I в. н. н.э., т.е. была современницей сарматов. Ее появление нельзя вывести только с одной определенной предшествующей культуры. Далее время идут пизньозарубинецьки достопримечательности и киевская культура (II-III вв.)

Зарубинецкие памятники соответствовали периоду существования нерасчлененного древнеславянского - венедскому - массива. К формированию же восточного славянства - антов - непосредственное отношение имел население северного ареала распространения черняховской культуры (II-IV вв н.э.). Это явление насыщали провинциальные римские влияния, которые охватывали всю территорию этнически и культурно многоликой Юго-Восточной и Центральной Европы. Материальные находки свидетельствуют, что к черняховской сообщества входили также скифо-сарматские, фракийские и германские группировки. Славяне в составе этого сообщества, очевидно, были зависимы политически, особенно после прихода в Северное Причерноморье готов и создание ими военно-политического союза.

Готская нашествие прервало первый в истории процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Расчленение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья (Прикарпатье и Волыни). Последние сопоставляются с пражской археологической культурой. А северо-западная периферия славянского мира после готского нашествия продолжила носить старую общеславянское название венетов (дзедзицька группа памятников Центральной и Северной Польши).

Сначала анти потерпели от готов поражения, но лишь на некоторое время. Процессы их консолидации и самоутверждения продолжались, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от довольно мирных зарубинецких племен тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анти превращаются в основную силу, которая противостояла готам. Впоследствии славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV-V века, считают началом возникновения новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой ведущее место заняли славяне. Памятники этого времени, найденные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют что как раз здесь зародились раннесредневековые восточнославянские культуры и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в. началось расселение славян на северо-восток, юг и юго-запад.

Начиная с VI века, когда славянские племена активно заявляли о своих правах на границах Византийской империи, на них все больше обращали внимание здешние авторы. Вот как описал их жизнь Прокопий Кесарийский: «Племена эти, склавинов и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии ... Они считают, что один из богов - творец молний - единственный обладатель всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных ... Также почитают они и реки, и нимф, и некоторые другие божества и приносят жертвы также им всем ... А живут они в жалких хижинах, расположенных далеко друг от друга, и каждый меняет ... часто, город проживания.

Вступая в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают, некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны ... Все они и высокие, и очень сильные ... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый ... »

После 602 г. письменные источники антов не вспоминают. Их восхождение с исторической арены объясняется разгромом антского племенного союза аварами. С тех пор все большую роль на прародине славянства начинают играть потомки склавинов, название которых, не случайно, созвучное с этнонимом «славяне». Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешла Дунай и осела в Византии.

В археологических древностях существования восточнославянских племен второй половины I тыс. н. э фиксируется памятниками корчакськои, пеньковской и колочинськои культур.

В начале VIII в. роль потомков склавинов в Восточной Европе растет. На базе пражско-корчацкой культуры формируется культура Лука-Райковецкое VIII-IX века, которая стала основой Киевской Руси. Ее памятники распространены в лесной и лесостепной зонах Украины от Днепра до Закарпатья. Влияние пражской культуры склавинов ощущается и на левом берегу Днепра, где в VII-Х вв. проживали потомки антов - волинцивська (VII-VIII века) и роменская (VIII-IX вв.) культуры бассейнов Десны, Сейма, Сулы, Псла, Ворсклы.

Процесс славянской колонизации огромных просторов Востока Европы в целом завершился в VIII-IX вв. В новых условиях старые названия постепенно исчезали, а их место занимали новые наименования. Вот как об этом рассказывает «Повесть временных лет»: «Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами (от слова «дрегва», болото), вторые сели по Двине и назвались полочане, - за рекой, впадающей в Двину, именуемой Полота. Те же славяне, сели у озера Ильмень, назывались своим именем - словенами ... А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами ».

Племена полян заселяли современные Киевщину и Каневщину, древлян - Восточную Волынь, северян - Днепровское Левобережье. Кроме них, на территории Украины проживали уличи (Южное Поднепровье и Побужье), хорваты (Прикарпатье и Закарпатье), а также волыняне, или, как их еще называли, бужане (Западная Волынь).

В славянском хозяйстве преобладало земледелие, прежде подсечно (полесская зона), устанавливалось пашенное (лесостепь). Постепенно переложная система землепользования, пожалуй, начала вытесняться двупольем. Среди злаков культивировались рожь, ячмень, а чуть позже и пшеница. Развивалось скотоводство, прежде выращивание крупного рогатого скота и свиней.

Все больше совершенствовались ремесла. Металлообработкой - изготовлением орудий труда из железа или украшений из цветных металлов - занимались мастера-профессионалы. Вместе гончарство, ткачество, выделка шкур, обработка камня и дерева в условиях натурального образа жизни основном оставались в родственных пределах. Подтверждением этого были лепная посуда большинства славянских культур и гончарные изделия провинциальных римских мастерских, в пислячерняхивський время вышли из употребления, их заменили местные изделия. Обмен имел натуральный характер, кроме территории черняховской культуры, где в разноэтническим среде часто использовались римские серебряные динары.

Экономической основой восточнославянского общества выступала родовая собственность на землю, а каждая группа населения входила в состав племени. Вместе жизни на отдельных поселениях уже организовывалось по новым нормам «первобытной соседской общины". В ней хозяйственными центрами становились группы родственников с общей собственностью (в отличие от более ранних времен, когда всей собственностью распоряжался род). Малая семья ближайших родственников (родители и дети) стала играть ведущую роль только во времена государства, хотя в течение второй половины I тыс. н. э фиксируется тенденция развития процесса в этом направлении.

Постепенный и неуклонное развитие восточных славян на пути к цивилизации предопределял расписание первобытных отношений. Как и у других народов, начало непримиримых противоречий с традициями первобытнообщинного строя был связан с появлением рабства - эксплуатации человека человеком. Прокопий Кесарийский по этому поводу сообщал: «склавины всегда убивали всех, кто (им) встречался. Но теперь ... они ... решили взять в плен некоторых из тех, кто попал им в руки, и поэтому все они возвращались домой, гоня с собой тысячи пленных ».

На первом этапе рабство у славян было временным - через некоторое время пленники за выкуп могли вернуться домой или же остаться уже на положении свободных. Такое отношение победителей к побежденным обусловлено натуральным хозяйством и низким уровнем производственных отношений. Труд зависимых давала еще мало экономической выгоды. Но это были уже новые отношения, совершенно не характерные для классического родового строя.

Военные походы поначалу были делом добровольным, в них принимали участие все желающие. Позже начинает выделяться жена, для которой война становится профессиональным занятием. В третьей четверти I тыс. н. э формируются союзы племен, имевших свои центры, которые выполняли политико-административные и торгово-ремесленные функций, играли роль культовых центров. Частые стычки с соседями заставляли заботиться о создании укрепленных поселений - градов.

Довольно быстро среди них начал выделяться Киев (кроме него были и другие - Холодно на Волыни, Пастырское на Черкасщине, Чернигов в Подесенья, Битица на Псле). Подъему Киева способствовали его размещение на границе нескольких союзов племен (сначала здесь сходились племенные территории антов и склавинов, позже граничили северяне с древлянами, волынянами и уличами) и выгодное топографическое расположение. Последнее обеспечивало как надежную защиту города, так и контроль за многими притоками Днепра - основными торговыми артериями средневековья. Ранний Киев, став политическим центром Полянского союза, рос и развивался за счет притока населения из разных восточнославянских племен, и уже в те времена имел межплеменной характер.

В рамках союзов племен между их отдельными составляющими частями налаживались тесные связи. Славянское общество переходило к новым отношениям, при которых большинство населения видсторонювалася от управления и распределения. В образованиях такого типа, которые называют вождества, уже существовала неравенство, но не было легализованного аппарата принуждения.

Продолжался процесс консолидации восточнославянских группировок в «суперсоюза» племен. В византийских источниках ранние предгосударственной образования славян называют Славонии. Так, на территории Среднего Поднепровья закладывались основы Русской земли в узком смысле этого понятия - территории Киевщины, Черниговщины и Переяславщины. Однако случалось, что Славонии враждовали не только с дальними соседями, но и между собой.

Древние славяне достигли относительно высокого уровня развития в идеологической сфере. У них существовали культовые здания - храмы, капища, требища. Одно из святилищ было открыто на Старокиевской горе В. Хвойкой.

В таких сооружениях или под открытым небом стояли языческие божества из дерева или камня. Самый известный среди них Збручский идол - Род. Изображение божества представляло собой высокий четырехгранный столб, на каждой из сторон которого в три яруса нанесены изображения. Очевидно, эти ярусы символизировали распространен в древности деление Вселенной на небо - мир богов, землю, населенную людьми, и подземный мир, где находятся те, кто держит на себе землю. Кроме антропоморфных божеств славяне чествовали зверей, деревья, камни и т.д.

Верования нашли отражение в деталях погребального обряда и в самом способе его осуществления - кремации, причем погребальный костер строилось в виде дома. Знатного покойника сопровождали различные вещи, оружие, иногда лошадь или наложница. Простых общинников (которых было подавляющее большинство) - лепной горшок, а то и вообще ничего. Но над каждым умершим (кроме населения южных общностей) насыпался курган.

Славянская общность на землях между Припятью и Карпатами на момент распада в V-VII вв. разговаривала языке, во многом схожей с украинской. Непрерывность этногенетического развития на этих территориях в течение последних полутора тысяч лет дает основания утверждать, что корни праукраинского этноса восходят к середине I тыс. н. э

Выясняя происхождение нашего народа, важно также учесть, что анти Лесостепи (пеньковская археологическая культура V-VII вв.) Включали сарматский компонент. Поэтому скифы и сарматы повлияли на формирование языка, культуры, антропологического типа украинский. Особенно ощутимо иранские влияния прослеживаются в Восточной Украине. Потомки сарматов - аланы были важной составляющей северян, известных за археологическими памятниками роменской культуры IX-Х вв. Северо-Восточной Украине.

Не словянское население Украины в 1 тыс. н. э.

В первую очередь назовем древних германцев - готов. В первой половине I тыс. н. э часть из скандинавского региона через территорию Польши отправилась на юг и достигла в III в. н. е. земель Волыни и Подолья. Здесь они жили рядом со славянскими и другими группами населения. Движение германцев продолжился и далее - в направлении берегов Черного моря. В результате их постепенной миграции и оседания сформировалась так называемая государство Германариха, которая объединила на некоторое время под главенством готов разные народы: древних славян, фракийцев, сарматов, позднескифское племена. На территории Днепровского Правобережья остготы (восточные готы) просуществовали, сохраняя этническую обособленность, около 200 лет. Многочисленные памятники черняховской культуры степной и лесостепной Украине, похоже, оставленные раз разнооэтничной населением империи Германариха.

Огромные изменения произошли в Причерноморье после вторжения в 370 г. в степи Восточной Европы тюркоязычных гуннов. Выйдя из приуральских степей, они, как и другие кочевники, рвались за добычей за Дунай, в богатых европейских стран. 3 сутками гуннов, считается, началась средневековая эпоха - был положен конец существованию рабовладельческого строя в Европе, значительно изменилась этнографическая карта.

Римский историк Аммиан Марцеллин так описывает гуннов: «Одеваются они в полотняные рубашки или шкуры, питаются сырым мясом и корнями ... не имеют ни постоянных мест проживания, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют разными местам ... с кибитками, в которых проходит их жизнь. Найдя место, обильно покрытую травой, они размещают свои кибитки кругом ... уничтожив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках ... Воюют гунны исключительно на лошадях, издалека сыпля на врагов стрелы, и стараются не браться к рукопашному бою. Вооружены они мечами, дальнобойным луком и арканом, которым стягивают противника с коня ».

Захватив Приазовья, разгромив Боспорское царство , в 375 г. гунны разбивают в междуречье Днестра и Буга войска Готского союза. Император побежденных готов Германарих покончил жизнь самоубийством. Сохранились сведения, что его заместитель на троне Винитар начал войну с антами, убил их князя Божа и распял на крестах 70 знатных антов старшин. Гунны же выступили на стороне славян и убили Винитара.

После разгрома германские племена до конца IV в. перешли к западу (кроме некоторых, еще некоторое время проживали в Крыму и даже были федератами Византийской империи). Сарматские же племена с распадом черняховской культуры присоединились к гуннам.

Прорвавшись в Центральную Европу, гунны стали силой, наводила ужас на всю Европу. После опустошительных набегов кочевников создали свое государство в Паннонии (Нижнее Подунавье). Ее расцвет связан с именем талантливого полководца Аттилы (правил с 445 г.). Но после его смерти 454 г. эта непрочная политическая структура распалась.

Наследницей Римской империи, после ее упадка, на востоке стала Византия, которой удалось удержать свои позиции в Крыму до середины VII в. н. н.э. А в регионе причерноморских степей с конца V в. волнами прокатывались представители тюркских племен болгар, аваров, угров и хазар. Это усилило давление на византийские владения варварских племен и заставило Константинополь усилить свои оборонительные сооружения. В первую очередь укреплялись старые городские центры. Однако нуждались в защите и территории предгорного и горного Крыма, где проживали подданные империи или ее союзники-федераты.

Уже во времена правления императора Юстиниана I (527-565) в юго-западной части Крымского полуострова была возведена система так называемых длинных стен, которые закрывали проходы в горные долины. Это лишало кочевников возможности нападать неожиданно. Чуть позже рядом со стенами появляются новые крепости, где находились военные гарнизоны и в случае опасности находило убежище мирное население. Кроме того, на побережье поднимается еще один укрепленный порт - Сугдея (современный Судак).

Византийская администрация проводила широкие акции по распространению христианской религии. Строительство культовых сооружений на территории крепостей федератов империи велось с помощью византийских мастеров.

Болгары и венгры, перейдя Дунай и соединившись с местным населением, дали толчок к созданию современных европейских стран - Болгарии и Венгрии. Судьба же аваров (или, как их еще называли, обрел) была сходной с судьбой большинства кочевников. Ее подтверждает все та же «Повесть временных лет»: «Эти обры воевали против славян и примучили дулебов (союз племен на Волыни) .., и насилие они оказывали женщинам дулибским ... Были те обры телом велики, а умом горды, и потребности в их бог, и умерли они все, и не остался ни один обрина. И есть поговорка на Руси и до сегодня: "вымерли они, как обры», ибо нет их ни племени, ни потомства ».

Накапливая во время военных набегов большие богатства, номады за варварскими обычаями их и использовали. Об этом красноречиво говорят «сокровища» VII-VIII века, многие из которых обнаружено, в частности, на Полтавщине и у Днепровских порогов (Малая Перещепина, Новые Санжары, Глодосы, Вознесенка т.п.). Кроме истлевших костей, конского снаряжения и оружия здесь находили различные ценные вещи. Очевидно, это были погребальные или поминальные комплексы тюркской знати. Одновременная или близкая смерть многих кочевых князей свидетельствует о великих битвах в Поднепровье этих времен.

В VII в. часть Восточного Крыма попадает в состав Хазарского каганата, что заставило Византию вступить в контакт с новым сильным соперником. Их отношения в разное время колебались от дружественных военного противостояния.

Каганат был мощным объединением, влияние которого некоторое время распространялся на территории от Кавказа до Дуная. Хазария противостояла Арабскому халифату и Византии, покорила немало народов и племен (в том числе и часть восточнославянских - полян, северян, вятичей, радимичей). Столицей хазар был город Итиль на Нижней Волге, а на землях Днепровского Левобережья их населенные пункты, где жили и болгары и аланы, достигали бассейна Северского Донца. Именно здесь, на Харьковщине, у Верхнего Салтова, находились значительные по размерам городище, открытое поселение и могильники, которые выступали главным центром Хазарии на пограничные со славянами.

Кроме кочевничества, что было привилегией высших слоев общества, хазары занимались земледелием, различными ремеслами, посредничеством в международной торговле. На уровне своего времени находилась военное дело, развитию которой способствовала Византия, заинтересованная в борьбе хазар со славянами. В целом же их общество перешагнуло рубеж доклассовых отношений. Среди низов были распространены языческие верования, верхушка на определенных этапах принимала ислам, христианство и иудаизм.

На северных границах современной Украины в I тыс. н. э также кипела жизнь. Здесь, севернее бассейнов Припяти и Десны, жили балтские племена. Они тесно контактировали со славянами. Последние проявляли большую активность и уже в I тыс. н. э ассимилировали значительную часть балтов на землях современных России и Беларуси.

Украина имеет очень древнее и очень яркое доисторическое прошлое. Ее земли населяло многообразие народов и племен, а первые люди появились здесь еще 1 млн. лет назад. События, происшедшие на украинской территории в первобытные времена, были не только основой собственно украинской национальной истории. Они существенно повлияли на исторический процесс всей Восточной Европы, а некоторые из них обусловили исторические судьбы народов огромных просторов Азиатского континента.

Объясняется это геополитическим местом Украина на карте Европы. Всевозможные новации из древних культурных центров Средиземноморья попадали в Восточную Европу именно через территорию Украины. Так, с Балкан, пришло сюда земледелие. Около 6 тыс. лет назад из причерноморских степей началось расселение индоевропейских народов. Северо-Западная Украина, где еще в эпоху бронзы зарождается праславянский этнический массив, стала родиной не только собственно украинская, но и большинства славянских народов. Отсюда, со временем, произошло расселение славян на Дунай, Одер, Эльбу, Верхний Днепр, Оку, Волгу, на Балканы. С античных центров Северного Причерноморья культурные влияния греко-римской цивилизации распространялось среди первобытных племен Восточной Европы.

Разные по происхождению народы оставили свой след в истории населения страны, имея в древности собственные самоназвания и свои (длиннее или короче) истории. Скифы и сарматы, греки и кельты, фракийцы, германцы и балты, а также древние народы - все они на разных этапах влияли на культурные традиции местного населения, на время или навсегда, становясь его частями.

Современные украинский является одной из ветвей исторического славянства. Говоря о проблеме этнических украинский, ее не нужно «опускать» в глубину тысячелетий, слишком удревнюваты - там народа, который бы именовал себя так, нет. Наши предки имели свои самоназвания, и все они оказали свое влияние на формирование духовной и материальной сокровищницы украинского народа, который вышел на историческую арену позже - уже в средневековые времена.

Источник: histua.com
Теги: История Автор: Луна | Просмотров: 10498 | Нет комментариев | print |

Похожие статьи

все похожие статьи 
Категории
ТОП 10 - Авторы
  1     Луна   1964     2.93   
  2     pobeda   487     2.96   
  3     Tais   444     3.11   
  4     Foma   139     2.92   
  5     Lubov   52     2.91   
  6     Angel   45     2.93   
  7     Dolores   45     2.77   
  8     Paradiz   31     2.83   
  9     Xenta   29     2.86   
  10     Pryanik   26     2.8   
все авторы 
Последние статьи

Торт Пьяная вишня

Понедельник, Апрель 01, 2019 г.
|
Луна | 1541 |

Вода

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 990 |

Фруктовые соки

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 861 |

Вода и жизнь

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1419 |

Голубцы с грибами

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1423 |
Популярные статьи

Сухово-Кобылин А.В.

Среда, Январь 19, 2011 г.
|
Луна | 726 |

Неврозы

Вторник, Июль 27, 2010 г.
|
Луна | 965 |
|
Луна | 4209 |

Александр Македонский

Пятница, Август 27, 2010 г.
|
Луна | 11365 |

Подростковый возраст

Вторник, Июль 20, 2010 г.
|
Луна | 99655 |

Облако тегов