Вулканы

Вулканы (лат. Vulcanus — бог огня и кузнечного дела).

На поверхности суши и дне океанов есть особые по форме и составу пород горы; их называют вулканами (по древнеримской мифологии). Во время извержения вулкана на поверхность вырывается раскаленное вещество земных недр — магма, которая движется вверх по образовавшимся в земной коре трещинам под большим давлением. Излившаяся, потерявшая часть летучих компонентов магма называется лавой. Очень важен ее состав. Если магма содержит много окиси кремния (кремнезема), то она малоподвижна и из нее при остывании образуются различные граниты. Магма, содержащая мало кремнезема, очень подвижна и дает начало главным образом базальтам.

К земной поверхности магма поднимается по каналу, верхняя часть которого называется жерлом. Жерло заканчивается кратером — чашеобразной воронкой. Из нее вместе с лавой могут вырываться раскаленные газы, пепел, песок, крупные обломки горных пород (вулканические бомбы), водяные пары.

Вулканы имеют строгие, почти геометрические очертания и выделяются этим среди остальных гор. Крутизна их склонов может доходить до 40°. Обычно вулканы расчленены расходящимися от вершины узкими и глубокими оврагами. Их промыла вода, выпавшая в результате охлаждения в атмосфере перегретых паров воды, которые вырвались во время извержения из земных недр, а также образовавшаяся при таянии снега и льда, накопившихся за время покоя вулкана.

Вулканические горы, возникшие вследствие слияния вулканов, сложены продуктами извержения. На склонах крупных вулканов можно обнаружить боковые кратеры.

Для большинства людей вулкан — огнедышащая гора, но он может выглядеть и как трещина на поверхности Земли. Особенно много их в Исландии. Подобные трещины всегда прямолинейны и имеют большие размеры. Один из них, Эльдгья, протянулся на 30 км, имеет ширину до 600 м, а глубину до 270 м. На многих трещинах расположены цепочки небольших вулканических конусов. Легкоподвижные базальтовые лавы, выливаясь из трещин, растекаются по окрестностям, заполняя и сглаживая неровности рельефа. От сильного взрыва или провала вулканического конуса в пустоту, ранее заполненную магмой, образуются крупные округлые впадины — кальдеры (от испан. cal-dera — «котел»). Чаще всего они потом превращаются в озера. Например, озеро Кроноцкое на Камчатке занимает древнюю кальдеру и в диаметре имеет почти 28 км.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы, кратер на вершине. Такие вулканы называются потухшими. К их числу можно, например, отнести Эльбрус — высочайшую вершину Кавказских гор. Иногда вулканы, считавшиеся потухшими, начинают действовать. Так, во время землетрясения в Чили в 1960 году извергались 9 вулканов, которые считали потухшими. Их точнее было бы назвать уснувшими. Вулканы, которые извергались на памяти человечества, называются действующими. Их насчитывают более 800. В России самый высокий действующий вулкан — Ключевская сопка — расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Ее он достиг за 5 тыс. лет в результате неоднократных извержений.

В вулканических областях образуются горячие источники, периодически выбрасывающие пары и горячую воду. Все такие источники называются гейзерами — по имени ранее других изученного источника Гейзер в Исландии. Действие их основано на том, что в глубине канала с диаметром отверстия около 3,5 м вода нагревается до кипения. Вследствие выделения пара давление водяного столба понижается, и вместе с образующимся большим количеством пара выбрасывается столб перегретой воды. Много гейзеров открыто в последнее время на Камчатке. У большинства их извержению предшествует спокойное излияние воды. Высота, на которую гейзеры выбрасывают воду, может достигать и 300 м, но многие гейзеры не столь сильны. Обычно гейзеры фонтанируют через определенное время. Например, наиболее крупный гейзер Камчатки — Великан — выбрасывает струю через каждые 5-6 часов.

Горячие подземные воды люди используют для обогревания помещений теплиц. В Новой Зеландии горячая вода гейзеров идет на изготовление картона, а столица Исландии отапливается водой из источников. Минеральные источники используются в лечебных целях.

Вулканы — это «окна» в глубины Земли. Их извержения дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере на глубине в несколько десятков километров. На специальных станциях исследователи ведут длительные наблюдения за поведением вулканов, изучают лаву, выделяющиеся газы, вулканические бомбы. Благодаря этому уже можно предсказать начало извержения вулканов и предупредить связанные с ним бедствия.

География извержений вулканов и районы проявления землетрясений часто совпадают. Они происходят на границах литосферных плит, там, где земная кора неустойчива.

Магматизм

Магматизм — сложные процессы возникновения и движения магмы. Магма (греч. magma — густая мазь) — это расплавленная огненно-жидкая масса. Она имеет преимущественно силикатный состав. Магма возникает в отдельных очагах и на разных глубинах астеносферы (верхней мантии). Очень редко она образуется в земной коре. Главные типы магм: базальтовая (основная) и гранитная (кислая).

Извергаясь на поверхность Земли, магма образует вулканы. Такой магматизм называется эффузивным. Чаще магма не изливается, а внедряется в земную кору по трещинам. Это интрузивный магматизм. При внедрении в горные породы, составляющие земную кору, магма остывает, и при этом формируются магматические горные породы. Образуясь в условиях медленного охлаждения магмы под большим давлением, интрузивные породы приобретают правильную равномерно-зернистую структуру. Часто интрузивные породы могут оказаться на поверхности земной коры. Например, очень много гранитных массивов в Забайкалье, на Урале, на Украине.

Из магнитных внедрений (интрузий) наиболее известны:

— лакколиты — грибообразные интрузии, приподнявшие осадочный слой. Они залегают неглубоко, а приподнятые слои иногда образуют огромные купола диаметром от сотен метров до 5-6 км и более. Широко известны лакколиты района Минеральных Вод на Северном Кавказе, поднимающиеся среди ровного плато горы Машук, Бештау. Гора Аю-Даг в Крыму тоже лакколит;

— дайки. Они образованы путем внедрения магмы в трещины земной коры. Толщина даек может составлять десятки и даже сотни метров;

— жилы магматические. Это тоже трещинные интрузии, но небольшой мощности.Имеют неправильную форму;

— батолиты — крупные массивы горных пород магматического происхождения (в основном граниты), удлиненно-овальной формы, залегающие на значительной глубине. Они достигают лакколит, 4 – батолит, 5 – силл). 2000 км в длину и 100 км в ширину. С гранитными батолитами связаны месторождения золота, олова, вольфрама и многих других металлов.

Магматические интрузии (внедрения) заметны особенно в горных районах, где обнажаются горные породы.

Вулкан Кракатау

Краката́у (индон. Krakatau) — действующий вулкан в Индонезии, расположенный на архипелаге из четырёх островов в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра.

Площадь островов 10,5 км². Высота нынешнего вулкана 813 м. До извержения 1883 года вулкан был значительно выше и представлял собой один большой остров. Однако мощнейшее извержение 1883 года разрушило остров и вулкан.

Кракатау - типичный стратовулкан, поэтому всегда извергался в сопровождении мощнейших взрывов и выбросов огромного количества пепла. Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535 году. Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле, что отмечено дендрохронологами, изучившими годичные кольца древних деревьев в разных районах планеты. По некоторым предположениям, это извержение, сопровождавшееся обрушением крупного участка поверхности, образовало Зондский пролив, разделив Суматру и Яву.

Наиболее известные извержения Кракатау в исторический период состоялись в 1680 г. и 1883 г. Последнее извержение практически уничтожило остров, на котором располагался вулкан.

Льюльяйльяко

Льюльяйлья́ко (исп. Llullaillaco) — действующий вулкан в Западной Кордильере Анд, на границе Чили и Аргентины. Имеет абсолютную высоту 6739 м, относительную — почти 2,5 км. На вершине — вечное оледенение. Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом, в настоящее время вулкан находится в сольфатарной стадии. Льюльяйльяко — самый высокий из действующих вулканов планеты пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле).

Вершина вулкана образована небольшим и хорошо сохранившимся конусом, который располагается на более старом плейстоценовом основании. Вынесенные при обрушении более древнего вулкана (около 150 тыс. лет назад) нагромождения камней тянутся на восток в сторону Аргентины. Несколько лавовых потоков и куполов появились в результате роста современного конуса. Два наиболее крупных потока тянутся на север и юг от вершины. Аргон-аргоновый метод датирует эти потоки поздним плейстоценом.

Льюльяйльяко также является известным археологическим памятником — в 1999 году на его вершине были обнаружены мумифицированные тела трёх детей инка, предположительно принесённые в жертву 500 лет назад.

Вулкан Керинчи

Керинчи (Kerintji) — действующий вулкан.

Является самой высокой точкой острова Суматра высотой 3805 метров и самым высоким вулканом в Индонезии. Расположен в провинции Джамби, на западе центральной части острова Суматра, недалеко от западного побережья, примерно в 130 км (81 миль) к югу от г Паданг. Имеет ширину основания от 13 до 25 км. Кратер имеет диаметр около 600 м, глубина до 400 м в кратере вулкана образовалось озеро.

Последнее извержение произошло в 2004 году.

Апо

Апо (тагальск. Apo) — вулкан на острове Минданао. Высшая точка Филиппинских островов (2954 м). Координаты — 6,59 гр. с.ш., 125,16 гр. в.д. Расположен на границе между провинциями Северный и Южный Давао, на хребте Матутум Апо, входящем в систему Центральных Кордильер.

В геологическом плане представляет из себя совокупность древнего кратера Петтил Мак Кинлей и молодого страто-вулкана Апо. Последний сложен андезитами и их пирокластами, состоит из трех слившихся конусов, насаженных на меридиональный разлом.

Вулкан находится в сольфатарной стадии. Сольфатары — струи сернитого газа, сероводорода с примесью других газов и водяного пара, выделяющиеся из трещин на стенках и дне кратера. Температура этих выделений составляет 100—300 градусов Цельсия.

Вулкан расположен на территории национального парка Апо (Маунт-Апо), площадью 77 тысяч га, где сохраняются вечнозелёные тропические диптерокарповые леса, редкие эндемики и реликты Филиппин.

Везувий

Везу́вий (итал. Vesuvio, неап. Vesuvio) — действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Расположен на берегу Неаполитанского залива в провинции Неаполь, регион Кампания. Входит в Апеннинскую горную систему, имеет высоту 1281 м.

Везувий является одним из трёх действующих вулканов Италии — вулкан Этна находится на острове Сицилия, а Стромболи — на Липарских островах. Везувий — единственный действующий вулкан континентальной Европы, считается одним из наиболее опасных вулканов. Имеются сведения о более чем 80 значительных извержениях, наиболее известное из которых произошло 24 августа 79 года, когда были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Было описано древнеримскими авторами (в том числе Плинием младшим) и долгое время считалось легендарным событием. Последнее историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.

Везувий находится в пределах Средиземноморского подвижного пояса, простирающегося на 15 тыс. км от Западной Европы до Индонезии. Вулканический комплекс Сомма-Везувий находится в 15 км к юго-востоку от Неаполя. Он является одним из самых крупных вулканов Романской щелочной провинции. Современными геофизическими исследованиями под Везувием установлено несколько магматических камер. Одна из них приповерхностная, расположена на глубине около 3 км, вторая, более глубинная, — на глубине порядка 10—15 км. Континентальная кора под вулканом Везувий, по данным геофизических исследований и бурения, сложена толщей триасовых доломитов, мощностью до 7 км и подстилающими её породами ранних этапов развития Средиземноморского пояса, метаморфизованными в условиях фации слюдяных сланцев.

Особый вклад в изучение вулкана внес вулканолог Альфред Ритман, которому принадлежит первая и широко известная гипотеза образования высококалиевых лав Везувия — гипотеза ассимиляции доломитов. Исследование расплавных и флюидных включений позволило установить физико-химические параметры образования минералов лав и различных включений и ксенолитов (клинопироксена, оливина, плагиоклаза).

Вулкан имеет три вложенных конуса, самый древний из которых находится снаружи и сохранился только на северном и восточном склонах. Этот дугообразный вал носит название Монте-Сомма (высота до 1138 м). Второй конус (собственно Везувий) находится внутри Соммы. На вершине расположен кратер, на дне которого иногда появляется третий временный конус, который пропадает после сильных извержений (например, в 1906 году).

Везувий — единственная гора, возвышающаяся над равнинами Кампании. У подножия вулкана располагается прибрежный город Торре-Аннунциата. На северо-западном склоне вулкана на высоте около 600 м расположена вулканологическая обсерватория, основанная в 1842 году. На вершину идёт ж/д.

Основной конус Везувия сложен из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа, которые, выветриваясь, обеспечивают плодородность почвы склонов. В нижней части разбиты фруктовые сады и виноградники, выше (до высоты 800 м) произрастают сосновые леса.

Вулканы на других планетах

Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках. Самой высокой горой Солнечной системы является Олимп, вулкан на Марсе.Высота которого оценивается несколькими десятками километров

В Солнечной системе наибольшей вулканической активностью обладает спутник Юпитера Ио. Длина шлейфа извергнутого вещества достигает 300 км.

На некоторых спутниках планет в условиях низких температур извергается не магма, а вода и лёгкие вещества. Такой тип извержений нельзя отнести к обычному вулканизму и это явление получило название криовулканизм.

Вулкан Ио