Поиск 

Учимся рисовать. Использование добавок

Среда, Июль 13, 2011 г.

В процессе изготовления красок, лаков, вспомогательных средств для живописи и других художественных материалов используется целый ряд ингредиентов, которые еще не обсуждались на предыдущих страницах. Они включают консерванты, пластификаторы, сиккативы, поверхностно-активные вещества, наполнители и сухие разбавители, а также загустители. Сиккативы, как правило, используются только в масляных красках, материалах для масля-ной живописи и лаках. Эти добавки также время от времени обсуждаются в соответствующих разделах книги.

Добавки, о которых будет рассказано ниже, обычно используются производителями коммерческих художественных материалов, которые стремятся сохранить единство и последовательность в изготовлении своей продукции, а также неизменность ее свойств в течение всего срока годности. За исключением, вероятно, нескольких определенных сиккативов и применения в качестве поверхностно-активного вещества средства «бычья желчь», эти добавки, как правило, не используются самими художниками.

Консерванты

Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и распространения бактерий в структуре краски. Некоторые виды бактерий оказывают крайне негативное влияние на стабильность красок — особенно акварели, в которой они снижают содержание гуммиарабика, вызывая разжижение (т. е. уменьшение вязкости) краски.

В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и формальдегид, получившие широкое распространение в производстве акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.

Осознавая существующую опасность для здоровья художников, связанную с применением консервантов, производители пытаются найти для них эффективные альтернативные заменители, содержащие вредные вещества в низких концентрациях. Они заменяются соединениями РСМС и РСМХ — в учебных красках и производными соединения изотиазолон — в акриловых и акварельных красках. Однако информация о потенциальной опасности химических веществ распространяется сегодня быстрее, чем когда-либо, и некоторые из этих альтернативных продуктов сейчас классифицируются как кожные сенсибилизаторы — в особенности смесь изотиазолона (известная как MIT/CMIT), содержащаяся в таких продуктах, как Kathon, который был оценен в Европе очень низко. К счастью, в настоящее время некоторые изотиазолоны считаются допустимыми, равно как и доноры формальдегидов с низким уровнем выделения формальдегидов. Данные вещества и консерванты, разрешенные к применению в пищевых и косметических продуктах, можно обнаружить и в современных художественных материалах.

Объем необходимого консерванта существенно варьируется в зависимости от особенностей пигмента. Например, черные требуют высокой концентрации консерванта, возможно, из-за их способности поглощать тепло, которое, в свою очередь, способствует инкубации бактерий. Некоторые материалы — как, например, гуммитрагант — в большей степени способствуют образованию плесени по сравнению с другими средствами; поэтому содержание консерванта в красках, где гумми используется в качестве загустителя, значительно выше.

Существует и еще один важный аспект — реактивность определенных пигментов к присутствию консервантов. По этой причине, например, пигменты quinacridones и некоторые лаковые пигменты на алюминиевой основе нельзя использовать в комбинации с фенолом; поэтому вместо него применяют формальдегид.

В соответствии с законами Европейского Союза все консерванты

классифицируются как опасные вещества: они могут оказывать вредное, токсическое и раздражающее воздействие на организм человека.

Пластификаторы

Пластификаторы добавляются в связующие материалы, чтобы придать пленке краски эластичность. Наиболее часто используемый пластификатор в акварельных красках — глицерин, в более дешевых видах акварели применяется сорбит. Акварель в тубах требует большего объема глицерина по сравнению с акварелью в кюветах. Кроме того, глицерин применяется в плакатных или гуашевых красках, так как более толстой пленке краски необходима повышенная эластичность.

Химические пластификаторы, такие, как дибутилфталат, используются в алкидах, целлюлозе и определенных синтетических смолах (таких, как ПВА). Акриловые соединения, как правило, пластифицируются «изнутри» в результате присоединения более мягких полимеров. Это способствует увеличению прочности и эластичности образуемой краской пленки.

Сиккативы

Сиккативы, или сушильные вещества, вводятся в состав определенных масляных красок, вспомогательных средств для масляной живописи и некоторых лаков. Как правило, они представляют собой соли свинца, кобальта или марганца. Их можно охарактеризовать как поверхностные (кобальт) или сквозные (свинец) сиккативы. Первые сначала высыхают на поверхности, оставляя ниже мягкую пленку; последние высыхают и сушат весь слой пленки изнутри. В производстве масляных красок может использоваться единственный сиккатив, однако при изготовлении лаков или вспомогательных средств необходим баланс поверхностного и сквозного сиккативов для осуществления процесса ровного высыхания.

Производители считают, что нанесенная кистью масляная краска и, следовательно, пленка должна стать сухой на ощупь в течение 2 — 14 дней. Пигменты, высыхающие особенно медленно, подлежат модифицированию с применением сиккативов, чтобы сократить процесс их высыхания до указанного периода.

Сиккативы в основном используются во вспомогательных средствах только при работе с разбавленной краской — например, для нанесения лессировок. Как правило, применяется комбинация свинца, кобальта и кальция, несмотря на то, что последний, строго говоря, не является сиккативом; однако он предотвращает помутнение прозрачной пленки. В настоящее время токсичный свинец, оказывающий эффект пожелтения, постепенно заменяется церием и цирконием.

Использование сиккативов в лаках становится непопулярным и со временем уходит в прошлое, современные кетоновые или акриловые лаки высыхают в процессе испарения, а не окисления.

ПАВ, наполнители и загустители

Добавки, о которых будет рассказано ниже, обычно используются производителями коммерческих художественных материалов, которые стремятся сохранить единство и последовательность в изготовлении своей продукции, а также неизменность ее свойств в течение всего срока годности. За исключением, вероятно, нескольких определенных сиккативов и применения в качестве поверхностно-активного вещества средства «бычья желчь», эти добавки, как правило, не используются самими художниками.

Поверхностно-активные вещества

Поверхностно-активные вещества, или ПАВ, применяются для уменьшения поверхностного натяжения на границе между двумя поверхностями (между пигментом и связующим или жидкой краской и основной). Действие поверхностно-активных веществ вызывает изменение таких характеристик, как смачивание, эмульгация (образование эмульсии), моющая способность и пенообразование. Поверхностно-активные вещества—увлажнители — используются в акварельных, масляных и акриловых красках, способствуя рассеиванию пигмента и — особенно в акварельной технике — улучшению текучести краски.

Некоторые пигменты плохо поддаются смачиванию, поэтому необходимо использовать несколько поверхностно-активных веществ — увлажнителей. Но даже те пигменты, которые легко намокают, нуждаются в применении увлажнителей для изменения величины поверхностного натяжения. Это необходимо для улучшения текучести и более эффективного контроля над процессом нанесения заливок. Смачиватели (такие, как бычья желчь) используются, кроме того, для создания определенных эффектов — типа «мраморного покрытия».

Поверхностно-активные вещества, используемые в качестве смачивателей в составе масляных красок, служат достижению и другой цели — восстановлению кислотных характеристик масла (щелочной очистки), применяемого во время перетирания пигмента. Таким образом, улучшается свойство смачивания, существенно ослабленное в процессе очистки.

Среди поверхностно-активных веществ, которые наиболее часто используются в художественных красках, следует выделить:

  • алкилариловые сульфонаты, такие, как додецил-бензолсульфонат натрия, применяющийся в эмульсионной полимеризации, а также в качестве смачивателя и диспергирующего вещества в акварельных красках;
  • эфиросульфаты, включая лаурилэфирсульфат натрия, также используемый в эмульсионной полимеризации;
  • сульфосукцинаты, как диоктилсульфосукцинат натрия, используемый в качестве смачивателя и диспергирующего вещества в акварельных и акриловых красках;
  • алкилфенол этоксилаты применяют в качестве смачивателя и эмульгатора;
  • спиртовые этоксилаты, такие, как этоксилаты жирных кислот, используемые в качестве диспергирующего вещества в масляных красках и как смачиватель в акриловых красках;
  • полиэтиленгликольстеарат используется как смачиватель, способствующий распределению пигмента в восковых мелках.

Другие вещества включают поликарбоксилаты, применяемые в качестве диспергатора пигмента и в эмульсиях. Минеральные поверхностно-активные вещества на основе масел используются как пеногасители (противовспениватели) в эмульсиях, а продукты конденсации сульфонатов формальдегидов и нафталина обычно используются в более дешевых водоосновных красках. Они также используются в порошковой форме для приготовления красок в порошках и брикетах.

 

Помимо вышеупомянутых веществ, основным смачивателем в художественных акварельных красках является бычья желчь. В растворах, предлагаемых сегодня художникам, содержится лишь 0.4 процента бычьей желчи, но даже ее одной капли в красках, воде или смеси для заливки бывает достаточно, чтобы существенно улучшить текучесть.

Наполнители

Наполнители применяются для контроля интенсивности и консистенции тех красок, которые изначально — как пигменты в своем естественном состоянии — слишком интенсивны для того, чтобы использоваться в чистом виде. Голубая ФЦ, например, содержит до 50 процентов наполнителя. Наиболее типичные наполнители — осажденный мел, карбонат магния, гидроксид алюминия (для прозрачных красок), сульфат бария и каолин. Они используются в акриловых и масляных красках и, кроме того, в непрозрачной акварели — но только в том случае, если они абсолютно необходимы, так как образуют матовость и препятствуют созданию яркой прозрачной заливки.

Загустители

Загустители применяются в масляных, акриловых и акварельных красках, чтобы придать им плотность и густоту, сделать более устойчивыми и стабильными в тубе и добиться консистенции, присущей только краскам в тубах. Некоторые пигменты в смесях с акварелью образуют слишком слабый раствор, поэтому нуждаются в добавлении загустителей. Грубые натуральные земли (пигменты) будут неизбежно выделяться из состава краски в тубе, если не добавлены загустители. Стеараты алюминия используются в профессиональных художественных масляных красках (в пропорции до 2 процентов), но они эффективны лишь во взаимодействии с определенными пигментами. Альтернативой являются производные гидрированного касторового масла, которые преимущественно используются для изготовления красок (в тубах) более низкого качества. Кроме того, в ограниченных количествах применяются другие современные силикаты и разбухающие глины, специально модифицированные для масляных дисперсий. Также используется и воск, который в дальнейшем размягчается под воздействием растворителей.

Источник: opox.ru
Теги: Искусство Автор: pobeda | Просмотров: 5200 | Нет комментариев | print |

Похожие статьи

все похожие статьи 
Категории
ТОП 10 - Авторы
  1     Луна   1964     2.94   
  2     pobeda   487     2.96   
  3     Tais   444     3.11   
  4     Foma   139     2.92   
  5     Lubov   52     2.91   
  6     Angel   45     2.92   
  7     Dolores   45     2.77   
  8     Paradiz   31     2.82   
  9     Xenta   29     2.85   
  10     Pryanik   26     2.8   
все авторы 
Последние статьи

Вода

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 803 |

Фруктовые соки

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 678 |

Вода и жизнь

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1212 |

Торт "Пьяная вишня"

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1285 |

Голубцы с грибами

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1255 |
Популярные статьи

По Эдгар

Четверг, Январь 06, 2011 г.
|
Луна | 3358 |

Материки

Вторник, Май 11, 2010 г.
|
Tais | 326504 |
|
pobeda | 69729 |

Климатические пояса Земли

Вторник, Май 11, 2010 г.
|
Tais | 323815 |

Ссоры и споры

Воскресенье, Октябрь 31, 2010 г.
|
Луна | 5148 |

Облако тегов