Поиск 

Древесные основы искусственного изготовления

Четверг, Июль 07, 2011 г.

Рынок художественной продукции постоянно пополняется новыми материалами из древесины, служащими основой для живописи. Многие из них обладают высокой степенью стабильности в отношении размеров, но тем не менее могут иметь значительный вес, и в некоторых случаях присутствие кислотных соединений в их составе способно вызывать ухудшение характеристик основы в течение времени.

Фанера

Фанерная доска состоит из центральной части — древесной сердцевины, которая заключена — подобно бутерброду — между несколькими тонкими перекрестными слоями древесины (шпоном). Все эти слои склеены между собой, образуя единую, искусственно изготовленную панель. Данный вид «ламинирования» — объединенных в целое многих пластов материалов — заметно увеличивает прочность доски, но не обязательно повышает ее стабильность, так как в ее многослойной структуре усиливается внутреннее напряжение. Считается, что фанеры с меньшим количеством слоев становятся более восприимчивыми к воздействию влаги и вызывают активность насекомых.

Среди разнообразных видов древесины, используемых для изготовления фанеры, наиболее популярным и типичным являются бук, тополь, осина и береза. Высококачественная фанера обозначается маркой ФСФ (в России), и в ее составе используется клей на основе фенолоформальдегидньгх полимеров (устойчива к воздействиям атмосферных явлений и горячих паров). Улучшенный вариант фанеры W.B.P., разработанный для использования на открытом воздухе (и даже в морских условиях), назевается marine ply — такие доски обычно производятся только из красного дерева и, следовательно, отличаются чрезвычайной прочностью и долговечностью. Фанера на основе березы имеет привлекательную мелкозернистую фактуру, которая хорошо принимает грунтовку. Процессы склеивания и грунтования следует выполнять с обеих сторон доски, а также на ее торцевых гранях, чтобы сохранить устойчивость и прочность всего листа фанеры.

Преимущество фанеры состоит в том, что ее конструкция обеспечивает постоянство таких характеристик, как стабильность, устойчивость и жесткость. Кроме того, ей вряд ли угрожает расщепление, так как направление волокон каждого последующего слоя древесины образует прямой угол с направлением волокон предшествующего слоя.

Столярные плиты и щиты

Данный материал изготавливается из узких параллельных реек древесины мягких или — значительно реже — твердых пород; реек, склеенных край к краю и облицованных, как и фанера, тонкими листами шпона. В «трехслойной» конструкции внутренняя реечная сердцевина покрыта одним внешним слоем шпона с каждой стороны. В «пятислойной» конструкции сердцевину покрывают два слоя с каждой стороны. Такие доски наиболее пригодны для реализации целей художника, поскольку характеризуются прочностью, долговечностью и повышенной жесткостью. К сожалению, качество столярных плит часто очень варьируется.

Древесно-стружечная плита (ДСП) Древесно-стружечная плита — плотный материал, произведенный из древесной стружки, спрессованной в жесткую панель в комбинации со смоляным клеем. Обычно применяется в качестве материала-основы для облицовки в изготовлении мебели и в своих наиболее плотных формах как материал для покрытия полов. Последний вид лучше подходит художникам для использования в качестве рабочей основы, так как очень стабилен и обладает однородной консистенцией. ДСП — довольно тяжелый материал, поэтому доски крупных размеров достаточно обременительны в использовании.

Доски из композиционных материалов

Данный вид занимает одну из ведущих позиций среди наиболее прочных основ, которые доступны сегодня художнику. Он изготавливается из древесины, переработанной в муку, или древесную массу, и затем спрессованную в листы, с применением разнообразных синтетических клеев.

Оргалит (древесно-волокнистая плита) Однородная структура оргалита делает его более устойчивым по сравнению с натуральной цельной древесиной, фанерой или столярным щитом. Оргалит производится в процессе горячего прессования разрушенных паром древесных волокон с использованием некоторого объема смолы и преимущественно основывается на лигнине, входящем в состав натуральной древесины и связывающем частицы материала в единое целое. Как правило, оргалит поставляется в листах толщиной 3 и 6 мм. Большие листы оргалита необходимо приклеивать к жесткому каркасу-раме, а листы небольшого размера можно использовать без дополнительных средств укрепления.

Поверхность листов оргалита с одной стороны — гладкая, с обратной — напоминает сетчатую фактуру; любая из них может использоваться для живописи. Гладкую сторону листа следует обезжирить, но не зачищать наждачной бумагой, так как это может вызывать неравномерное набухание поверхности в процессе нанесения на нее клеевого состава или водоосновной грунтовки.

Оргалит средней плотности (например, массонит производства компании Sundeala) — достаточно легкий продукт, который обладает хорошей жесткостью и пользуется широкой популярностью среди художников. Доски с маркировкой «А» рекомендованы художникам для работы — они обладают определенной водостойкостью. По сравнению со стандартным плотным оргалитом поверхность лицевой стороны данного вида менее глянцевитая и твердая. Такая поверхность — с учетом определенной степени ее пористости — представляет надежное сцепление для клеев и грунтовки.

Фибровый картон средней плотности

Производители художественных материалов предлагают несколько разновидностей фибрового картона средней плотности, таких, как марка Medite. Процесс их производства во многом напоминает процесс производства оргалита, но в качестве связующего они содержат смолы.

Другие виды жестких основ

Кроме основ из древесины, рынок художественных материалов предлагает множество альтернативных вариантов. Начиная приблизительно с XVI века медь, например, широко использовалась в качестве основы для живописи. Листовой металл (включая сталь) — достаточно тяжелый материал, его альтернативой стал листовой алюминий. В течение XX века дальнейшие разработки в области авиационной, аэронавигационной и железнодорожной индустрии привели к созданию сотовых алюминиевых панелей, в которых удачно сочетались такие характеристики, как стабильность размеров, долговечность и легкость. Этот вид материалов являлся отличной основой для живописи, художественных работ на виниле, а также в крупномасштабных фотографических проектах.

Сотовые алюминиевые панели

Данный материал значительно легче фанеры: кроме того, он достаточно прочен и стабилен в отношении размеров. Он является очень практичной основой для живописи: не требует дополнительных мер по увеличению прочности и устойчивости. После обезжиривания и обработки наждачной бумагой эти материалы хорошо взаимодействуют с традиционными художественными грунтовками. Соответствующая грунтовка на основе алкидных полимеров, окрашенная титановым пигментом и модифицированная маслом, — весьма устойчивый материал для панелей, облицованных как алюминием, так и пластиком, усиленным стекловолокном (G.R.P.). Существует и альтернативный вариант: облицованная алюминием панель, покрытая напрямую двумя слоями акриловой грунтовки. Если необходимо создать фактуру ткани, они могут быть покрыты легкой материей свободного плетения, приклеенной с помощью любого рекомендованного производителем связующего; после чего ткань необходимо загрунтовать.

Сотовые алюминиевые панели, кроме того, широко используются в работе отделов консервации (реставрации) многих музеев мира в качестве защитного покрытия задников старой живописи на досках.

Сотоевые алюминиевые материалы

Листовой алюминий

Несмотря на то, что вышеописанные алюминиевые панели являются наилучшим материалом для рабочих основ в живописи, некоторые художники предпочитают пользоваться листовым алюминием. В этом случае он должен быть соответствующим образом подготовлен.

Листовой алюминий

Первый этап подготовки — обезжиривание с использованием уайт-спирита, денатурата (этилового спирта, денатурированного метиловым спиртом) или соответствующего состава для удаления масла. После этого поверхность промывается и просушивается. Старайтесь избегать использования щелочных очистителей (основанных, например, на аммиаке), которые способны повредить структуру алюминия.

Обезжиренная панель затем покрывается кислотной заливкой (при использовании разбавленной фосфорной кислоты) или тщательно обрабатывается наждачной бумагой, чтобы обеспечить хорошее сопряжение с грунтовкой. Затем наносится очень тонкий слой травильной грунтовки. Так образуется прочное соединение между металлом и последующими слоями покрытия. Для использования внутри помещения подойдет красная железо-оксидная грунтовка: на открытом воздухе рекомендуется применять травильную грунтовку на основе тетроксихромата цинка. Затем с помощью двух слоев масляной грунтовки вы сможете создать поверхность, удовлетворяющую всем основным требованиям живописи.

Существует альтернативная методика: используйте двухчастный двухкомпонентный полиуретановый грунт в течение 24 часов после нанесения слоя мягкой травильной грунтовки. Компонент «А» полиуретанового покрытия состоит из насыщенных сложных эфиров. Компонент «В» содержит полимеры изоцианатов — ароматических или алифатических. (Последние должны использоваться в белых пигментах, поскольку тенденция к пожелтению у них выражена слабее.) В состав первого слоя следует добавить разбавители (15 процентов), а неразбавленный интенсивный слой должен наноситься позднее — в пределах от 6 до 24 часов. Обработайте затвердевший полиуретановый слой влажной и сухой наждачной бумагой, чтобы обеспечить необходимую степень сцепления.

Стекловолокно

Стекловолокно в составе плоской пленки не является характерным материалом для живописи на жестких основах: как правило, художники применяют его, чтобы сформировать конструкции со слабовыраженной фактурой.

Разработка сотовых алюминиевых панелей с облицовкой из пластика, усиленного стекловолокном (см. выше), привела к созданию новой, легкой и жесткой основы, которая впоследствии качественно грунтуется специально для осуществления разнообразных замыслов художника. Сначала следует обезжирить и зачистить поверхность влажной и сухой наждачной бумагой, а затем покрыть ее соответствующей грунтовкой для стекловолокна. Этот слой испаряется достаточно быстро и слегка размягчает поверхность, обеспечивая наиболее благоприятные условия для последующего нанесения грунтовки. Традиционная белая грунтовка на основе масла/смол дает удовлетворительные результаты при контакте с основой.

В поисках альтернативного варианта можно использовать полиуретановое покрытие, описанное в предыдущей главе. Такие покрытия содержат отвердители. которые реагируют с гидроксиловыми группами в гелиевом стекловолокнистом слое, что обусловливает очень прочную и долговечную связь элементов между собой. Известно, что свойства стекловолокна ухудшаются при воздействии ультрафиолетовых лучей, поэтому следует защитить его от прямого солнечного света.

Сталь

Мягкие сорта стали сначала подвергаются пескоструйной обработке, чтобы удалить даже малейшие следы ржавчины. Вслед за грунтовочным покрытием на основе ортофосфата цинка наносится слой густой краски, основанной на оксидах эпоксидной смолы или слюды; затем наносится двойное полиуретановое покрытие, которое обеспечивает неизменность характеристик основы даже при работе на открытом воздухе.

В качестве альтернативы после пескоструйной обработки поверхности можно нанести распылением цинковое покрытие и перед завершающим слоем — умеренный объем эпоксидной грунтовки. Оцинкованная сталь требует предварительной протравки перед нанесением грунтовки или краски.

Медь

Медь представляет собой мягкий материал, поэтому она может легко изгибаться и образовывать заусенцы и зазубрины.

Источник: opox.ru
Теги: Искусство Автор: pobeda | Просмотров: 3298 | Нет комментариев | print |

Похожие статьи

все похожие статьи 
Категории
ТОП 10 - Авторы
  1     Луна   1964     2.94   
  2     pobeda   487     2.96   
  3     Tais   444     3.11   
  4     Foma   139     2.92   
  5     Lubov   52     2.91   
  6     Angel   45     2.92   
  7     Dolores   45     2.77   
  8     Paradiz   31     2.82   
  9     Xenta   29     2.85   
  10     Pryanik   26     2.8   
все авторы 
Последние статьи

Вода

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 803 |

Фруктовые соки

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 678 |

Вода и жизнь

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1212 |

Торт "Пьяная вишня"

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1285 |

Голубцы с грибами

Среда, Январь 24, 2018 г.
|
Луна | 1255 |
Популярные статьи

По Эдгар

Четверг, Январь 06, 2011 г.
|
Луна | 3358 |

Материки

Вторник, Май 11, 2010 г.
|
Tais | 326505 |
|
pobeda | 69729 |

Климатические пояса Земли

Вторник, Май 11, 2010 г.
|
Tais | 323816 |

Ссоры и споры

Воскресенье, Октябрь 31, 2010 г.
|
Луна | 5148 |

Облако тегов